Россия является одной из крупнейших стран-производителей нефти, что, казалось бы, должно обеспечивать низкие цены на бензин для внутреннего потребления. Однако реальность такова, что цены на бензин в России значительно выше, чем в соседнем Казахстане, где, например, бензин марки АИ-95 стоит на 20% дешевле. Более того, несколько лет назад разница в цене достигала двукратного размера. Это вызывает закономерный вопрос у многих россиян: почему такая разница?
Чтобы понять причины этого различия, нужно разобраться, из чего складывается стоимость топлива, и изучить особенности налогового режима в Казахстане.
Сравнение цен на бензин в России и Казахстане
Цены на бензин в России постоянно растут. Это связано с несколькими факторами, включая мировую цену на нефть и высокие акцизы. При этом остается непонятным, почему Казахстан, который также платит экспортные пошлины, может продавать бензин дешевле, чем Россия — страна-производитель нефти.
Основные факторы, влияющие на разницу в цене
Первостепенным фактором различий в цене топлива между двумя странами является величина акциза. В России акцизы на бензин значительно выше, чем в Казахстане, где отсутствует деление на классы топлива.
Сравнение акцизов на бензин в России и Казахстан
В России акцизы на бензин марки «Евро-5» в 2023 году были увеличены до 15 048 рублей за тонну (примерно 15 рублей за литр). Это является частью политики правительства по регулярной индексации акцизов для учета инфляции и пополнения государственного бюджета. Акцизы на дизельное топливо также повысились до 10 425 рублей за тонну.
Ставки акцизов будут индексироваться в ближайшие годы: ожидается, что в 2024 году акцизы увеличатся на 5%, а в 2025 и 2026 годах — на 4% ежегодно. Ставки акцизов продолжат расти: для бензина экологического класса 5 ставка акциза с 1 января 2025 года составит 15 755 рублей за тонну, в 2026 году — 16 385 рублей за тонну, а в 2027 году — 17 040 рублей за тонну. Для дизельного топлива ставка в 2025 году составит 10 915 рублей за тонну, в 2026 году — 11 352 рубля за тонну, и в 2027 году — 11 806 рублей за тонну.
В Казахстане акцизы на бензин значительно ниже. В 2023 году ставка акциза для оптовой реализации бензина составляет 38 134 тенге за тонну (примерно 84 доллара США за тонну или около 5,4 рубля за литр). Эти ставки также могут варьироваться в зависимости от типа топлива и условий продажи, но в целом Казахстан стремится поддерживать более низкие акцизы для обеспечения доступных цен на топливо на внутреннем рынке.
Однако акциз — не единственная причина. Казахстан также использует современные технологии переработки нефти, что позволяет снижать себестоимость топлива.
Другие факторы
Кроме того, цена бензина в Казахстане включает более низкие налоги, что позволяет автозаправкам поддерживать конкурентоспособные цены. В России же автозаправки вынуждены закладывать в цену высокие налоги и транспортные расходы, что делает топливо дороже для конечного потребителя.
На стоимость топлива в России также влияют такие факторы, как инфраструктурные издержки и расходы на логистику, особенно в удаленных регионах, где доставка топлива обходится дороже. Важную роль играет и валютный курс: цены на нефть и топливо на международных рынках выражены в долларах США, и колебания курса рубля могут существенно повлиять на внутренние цены.
Кроме того, российский рынок бензина подвержен влиянию экспортной политики. Нефтяные компании часто предпочитают экспортировать топливо, поскольку это приносит большую прибыль из-за более высоких цен на международных рынках. В результате на внутреннем рынке может возникать дефицит, что также способствует росту цен.
Для снижения цен на топливо в России необходимо снизить налоговую нагрузку, однако правительство не готово пойти на этот шаг из-за возможных негативных последствий для экономики. Помимо налогов, это связано с необходимостью поддержания доходов бюджета, компенсацией затрат нефтяных компаний и общей стабильностью на рынке энергетики.
Влияние спроса и международного рынка
Хотя Россия занимает третье место в мире по добыче нефти, внутренний спрос на бензин также высок, что оказывает влияние на цены. Особенно значительный спрос наблюдается в крупных городах и промышленных регионах, где потребление топлива велико как среди частных автомобилистов, так и в коммерческом секторе. Высокий спрос стимулирует производителей поддерживать более высокие цены на бензин, чтобы сохранить маржинальность продаж на внутреннем рынке.
Кроме того, нефтетрейдеры предпочитают продавать бензин на международных рынках, где они могут получить более высокую прибыль из-за более выгодных ценовых условий. Экспорт нефти и нефтепродуктов составляет значительную часть доходов для российских компаний, особенно в периоды высокой мировой цены на нефть. Это создает дополнительное давление на внутренние цены, поскольку производители могут предпочесть экспортировать, а не продавать на внутреннем рынке.
Помимо этого, на внутренние цены влияет механизм демпферного регулирования, который используется в России для стабилизации цен. Когда мировые цены на нефть растут, государство компенсирует нефтяным компаниям потери, понесенные на внутреннем рынке, чтобы не допустить резкого скачка цен на бензин. Однако этот механизм также предполагает, что при снижении мировых цен компании платят дополнительные налоги, что не всегда способствует снижению цен на внутреннем рынке.
Наконец, значительную роль играет глобальная конъюнктура рынка нефти, включая изменения в спросе и предложении, геополитические факторы и решение ОПЕК+ о сокращении или увеличении добычи. Все это приводит к нестабильности цен, что в свою очередь влияет на цену бензина в России.