Древняя религия
Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.
По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.
Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.
Например, добрый Зенги – Ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.
Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.
Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.
С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.
Появление ислама на территории Казахстана
Ислам впервые начал проникать в Центральную Азию в VII-VIII веках в период арабских завоеваний. После Атлахской битвы в 751 году, арабы укрепились в южных городах Семиречья, активно проповедуя ислам.
В этот период начали строиться первые мечети в таких городах, как Тараз, Суяб, Сайрам и других, которые являлись крупными торговыми центрами на Великом Шелковом пути.
Однако среди кочевого населения ислам не сразу прижился, так как требовал строгого соблюдения религиозных обрядов: совершения намаза несколько раз в день, омовений, соблюдения поста и других предписаний.
В 955 году правитель Караханидов принял ислам и приказал всем своим советникам последовать его примеру, надеясь с помощью арабов укрепить свою власть и установить законы престолонаследия. После падения государства Караханидов в 1211 году власть на этих землях перешла к найманам, которые исповедовали христианство, буддизм и шаманизм, и ислам вновь стал ограничиваться лишь южными городами.
После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году провозгласил ислам государственной религией и предложил подданным выбор: либо принять ислам, либо быть казнёнными. Таким образом, ислам был введен насильно, что встретило значительное сопротивление местного населения.
Долгое время после этого кочевые народы лишь формально придерживались ислама, продолжая сохранять свои языческие и шаманистские верования.
Тем не менее, в южных и юго-восточных городах ислам оказал значительное влияние на культуру, образование и духовную жизнь, постепенно становясь частью общественной и культурной структуры региона.
Появление христианства
Христианство впервые начало проникать на земли Казахстана благодаря согдийцам, которые в VII-VIII веках, следуя по Великому Шелковому пути из Ирана, делились своей культурой с тюркскими племенами. Во время эпидемии чумы согдийцы убеждали тюрок и каракитаев принять христианство в качестве средства защиты от болезни и вводили практику нанесения черного креста на лбу как символа веры.
В 1007 году, после попыток захвата азиатских земель найманами, в регион начало проникать христианство несторианского толка. Однако его влияние ограничивалось преимущественно Семиречьем и юго-восточными регионами, и в основном оно распространилось среди знати и богатых слоев населения.
Католицизм в Казахстане
В XX веке после Октябрьской революции Казахстан превратился в место ссылки для инакомыслящих, диссидентов и лиц, которых советское правительство считало потенциально неблагонадежными. В результате сюда были депортированы представители различных этнических групп, включая немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.
Несмотря на то, что Конституция СССР провозглашала страну светским и свободным государством, на практике атеизм стал фактически государственной идеологией, что предполагало полный отказ от любых религиозных убеждений.
Тем не менее, переселенные народы, лишенные своих домов, имущества и гражданских прав, продолжали исповедовать религии своих предков и сохранять свои культурные традиции. Поляки, насильственно переселенные в Казахстан в 1939 году, и немцы, депортированные сюда в 1941 году, стали основными носителями католической веры. Несмотря на запреты, католические службы проходили тайно, а вера в Бога и стремление к духовному утешению были сильнее страха перед репрессиями.
История протестантской религии
После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году в регион начали прибывать не только военные, но и торговцы, привлекаемые обширными и малоосвоенными землями, которые сулили значительные прибыли. Стремясь развивать торговлю и ремесла, царское правительство ввело законы, разрешающие беспошлинную торговлю, и предоставляло государственные субсидии. Военные крепости, основанные на севере и северо-востоке страны, быстро превратились в торговые города.
В Казахстан устремился большой поток переселенцев, включая чиновников, купцов, ремесленников и крестьян. Среди них было много немцев и прибалтов, которые исповедовали различные протестантские направления, такие как баптизм, лютеранство и меннонитство.
В 1940-х годах в Казахстан были депортированы немцы и поляки, среди которых были как католики, так и протестанты. В 1950-е годы в условиях строгих ограничений и запретов появились нелегальные молельные дома, где протестанты могли собираться для совместных молитв.
После обретения Казахстаном независимости в 1991 году католическая и протестантские церкви стали получать поддержку из западных стран, особенно из Польши и Германии. В стране были построены новые храмы и церкви, открыты церковные школы, а также выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи для поддержания религиозной жизни и общин.
Проявления буддизма в Казахстане
Буддизм, зародившийся в Индии, проник в центральные районы Азии и далее в Европу через Великий Шелковый путь. Именно благодаря этому пути буддизм и ламаизм нашли своё распространение в Семиречье и Туркестане.
Современные археологические исследования обнаружили остатки буддистских храмов около древнего города Ак-Бешим, позднее известного как Суяб, который был столицей четырех государств. При раскопках вдоль старых маршрутов Шелкового пути находят индийские статуэтки Будды, медную посуду и другие предметы культа, что свидетельствует о присутствии буддизма в регионе.
С 603 года буддизм стал государственной религией Западно-Тюркского каганата, оказав значительное влияние на духовную культуру тюрок, карлуков и огузов. Однако с появлением ислама в регионе влияние буддизма значительно сократилось, и он сохранился лишь в самых отдаленных уголках Туркестана.
Сегодня в Казахстане насчитывается около 15 000 буддистов, которые продолжают придерживаться своей веры и поддерживать культурные традиции.
Состояние религии в современном Казахстане
Республика Казахстан является светским государством, где отсутствует государственная религия, и каждый гражданин свободен исповедовать ту религию, которую получил от своих предков или к которой испытывает духовное стремление.
Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и лишь около 3% открыто объявляют о своем атеизме. За годы независимости, начиная с 1991 года, в Казахстан вернулось около 3 миллионов представителей коренной национальности, что способствовало значительному увеличению числа мусульман в стране. На сегодняшний день основной религией Казахстана является ислам суннитского толка, последователями которого являются около 65-70% населения. Второй по численности верующих является православное христианство, количество последователей которого варьируется от 26 до 32%.
Казахстан активно проводит политику толерантности и веротерпимости. В различных городах страны построены многочисленные церкви, мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и за счет пожертвований частных лиц.
Кроме мировых религий, в Казахстане также представлены различные духовные организации, которые представляют малоизвестные, экзотические религии и мистические направления.
Казахстан можно считать одной из немногих стран в мире, где практически отсутствуют этнические и религиозные конфликты, и где люди разных конфессий и национальностей живут в мире и согласии.