В настоящее время уровень образования в Республике Казахстан находится далеко не на мировой планке. Несмотря на то, что система образования в государстве нацелена на выпуск специалистов мирового уровня подготовки, вузов международного класса в Казахстане немного. Однако их количество с каждым годом растёт, и казахи делают всё, чтобы их образовательные учреждения включались в мировое образовательное пространство.
Особенности современного образования в Казахстане
На сегодняшний день в Казахстане осуществляется три основных уровня обучения: дошкольный, средний и высший.
Дошкольный уровень образования
Главный упор в дошкольной образовательной деятельности делается на развитие у казахских детей самостоятельности мышления и поступков. По мнению специалистов, это закладывает в них фундамент на будущее и помогает при окончании средней школы осознанно выбирать профессию. Конечно, в детских садах Казахстана нет специальных дисциплин, но, согласно образовательному стандарту, развитие способностей у детей происходит за счёт игр, которые проводятся в виде творческих заданий.
Образование в средних школах
Средние школы в Казахстане имеют такую же структуру, как и в России: они состоят из одиннадцати классов и поделены на начальный, основной и старший этапы школьного обучения. Сегодня казахстанским правительством разрабатывается законопроект о переходе на двенадцатилетнюю систему школьного образования.
Большая часть школ Казахстана ведёт обучение на казахском языке. Примерно треть – на русском и казахском одновременно, несколько школ – на узбекском и таджикском. Также есть одна школа, которая обеспечивает образование на немецком языке. Около 3 % казахских школ относятся к учреждениям нового типа – гимназиям и лицеям.
Профессиональное образование
По окончании 9 класса казахские школьники могут продолжить учиться, поступив в гуманитарные или технические средние школы (гимназии), в профессиональные училища и техникумы либо остаться в своей школе, чтобы закончить 10 и 11 классы.
Получив среднее общее образование, многие казахские выпускники предпочитают продолжить учёбу в высших учебных заведениях. В Казахстане успешно действует Болонская система, которая делит высшее образование на две ступени. Так, казахские и иностранные жители могут получить в вузах Республики степень бакалавра и магистра. Тем не менее, высшее образование в Казахстане, как и в России, не дотягивает до образцового европейского уровня. Дело в том, что в Республике всё еще существуют программы специалитета, которые так и не были переформированы по европейскому стандарту. Это очевидный минус: диплом специалиста в странах Европы не котируется.
В 2023 году в Казахстане насчитывалось около 112 высших учебных заведений, что свидетельствует о стабильном росте. Однако важным аспектом остаётся качество обучения, так как многие из этих вузов не входят в международные рейтинги.
Основные проблемы системы образования в Казахстане
Проблемное место в образовательной системе Казахстана – это его высшее образование. Проблема внешних экономических связей в Республике тесно связана с недостатком специалистов мирового уровня. Ведь экономика, которая обладает повышенной преемственностью к мировым стандартам, может быть обеспечена только в том государстве, где есть большая масса успешных специалистов.
Чтобы в сферу высшего образования и науки приходило больше способных и одарённых кадров, казахам необходимо постепенно повышать уровень престижности и респектабельности ученых и преподавателей. Даже сегодня, в эпоху глобализации, общество Казахстана не может похвастать высоким престижем преподавателей и ученых. Тем не менее, казахи работают над этим вопросом, и решают они его с помощью ряда практических способов. Чтобы повысить престиж научных профессий, казахстанское правительство:
- постепенно повышает уровень оплаты труда в своих вузах;
- обеспечивает высокую социальную защищенность ученых и академиков;
- облегчает академикам практическое использование их интеллектуальных особенностей, то есть увеличивает количество стимулирующих условий труда;
- работают над устранением дискриминации казахстанских учёных на мировом уровне.
Также сегодня казахские академики часто уходят из сферы образования из-за слишком высокой преподавательской нагрузки, которая мешает им успешно заниматься наукой.
Но главная причина низкого уровня образования в Казахстане – это маленькая зарплата преподавателей и ученых. Из-за этого они зачастую подрабатывают на одной, а то и двух сторонних работах.
Вывод
В эпоху информационных технологий главным фактором конкурентоспособности любого государства на международном уровне является высокая наука и образовательная система, которая готовит поистине креативных специалистов. Казахстанская экономика способна улучшиться только вместе с повышением качества образовательной системы. Уже сегодня наблюдается большой шаг вперёд в этой сфере, возможный только благодаря увеличению престижа научных работников и подведению высшего образования в Казахстане под европейские стандарты.
Свежие комментарии