Система образования в Республике Казахстан
30 ноября, 2020

Система образования в Республике Казахстан

В настоящее время уровень образования в Республике Казахстан находится далеко не на мировой планке. Несмотря на то, что система образования в государстве нацелена на выпуск специалистов мирового уровня подготовки, вузов международного класса в Казахстане немного. Однако их количество с каждым годом растёт, и казахи делают всё, чтобы их образовательные учреждения включались в мировое образовательное пространство.

Особенности современного образования в Казахстане

На сегодняшний день в Казахстане осуществляется три основных уровня обучения: дошкольный, средний и высший.

Дошкольный уровень образования

Главный упор в дошкольной образовательной деятельности делается на развитие у казахских детей самостоятельности мышления и поступков. По мнению специалистов, это закладывает в них фундамент на будущее и помогает при окончании средней школы осознанно выбирать профессию. Конечно, в детских садах Казахстана нет специальных дисциплин, но, согласно образовательному стандарту, развитие способностей у детей происходит за счёт игр, которые проводятся в виде творческих заданий.

Образование в средних школах

Средние школы в Казахстане имеют такую же структуру, как и в России: они состоят из одиннадцати классов и поделены на начальный, основной и старший этапы школьного обучения. Сегодня казахстанским правительством разрабатывается законопроект о переходе на двенадцатилетнюю систему школьного образования.

Большая часть школ Казахстана ведёт обучение на казахском языке. Примерно треть – на русском и казахском одновременно, несколько школ – на узбекском и таджикском. Также есть одна школа, которая обеспечивает образование на немецком языке. Около 3 % казахских школ относятся к учреждениям нового типа – гимназиям и лицеям.

Профессиональное образование

По окончании 9 класса казахские школьники могут продолжить учиться, поступив в гуманитарные или технические средние школы (гимназии), в профессиональные училища и техникумы либо остаться в своей школе, чтобы закончить 10 и 11 классы.

Получив среднее общее образование, многие казахские выпускники предпочитают продолжить учёбу в высших учебных заведениях. В Казахстане успешно действует Болонская система, которая делит высшее образование на две ступени. Так, казахские и иностранные жители могут получить в вузах Республики степень бакалавра и магистра. Тем не менее, высшее образование в Казахстане, как и в России, не дотягивает до образцового европейского уровня. Дело в том, что в Республике всё еще существуют программы специалитета, которые так и не были переформированы по европейскому стандарту. Это очевидный минус: диплом специалиста в странах Европы не котируется.

В 2023 году в Казахстане насчитывалось около 112 высших учебных заведений, что свидетельствует о стабильном росте. Однако важным аспектом остаётся качество обучения, так как многие из этих вузов не входят в международные рейтинги.

Основные проблемы системы образования в Казахстане

Проблемное место в образовательной системе Казахстана – это его высшее образование. Проблема внешних экономических связей в Республике тесно связана с недостатком специалистов мирового уровня. Ведь экономика, которая обладает повышенной преемственностью  к мировым стандартам, может быть обеспечена только в том государстве, где есть большая масса успешных специалистов.

Чтобы в сферу высшего образования и науки приходило больше способных и одарённых кадров, казахам необходимо постепенно повышать уровень престижности и респектабельности ученых и преподавателей. Даже сегодня, в эпоху глобализации, общество Казахстана не может похвастать высоким престижем преподавателей и ученых. Тем не менее, казахи работают над этим вопросом, и решают они его с помощью ряда практических способов. Чтобы повысить престиж научных профессий, казахстанское правительство:

  • постепенно повышает уровень оплаты труда в своих вузах;
  • обеспечивает высокую социальную защищенность ученых и академиков;
  • облегчает академикам практическое использование их интеллектуальных особенностей, то есть увеличивает количество стимулирующих условий труда;
  • работают над устранением дискриминации казахстанских учёных на мировом уровне.

Также сегодня казахские академики часто уходят из сферы образования из-за слишком высокой преподавательской нагрузки, которая мешает им успешно заниматься наукой.

Но главная причина низкого уровня образования в Казахстане – это маленькая зарплата преподавателей и ученых. Из-за этого они зачастую подрабатывают на одной, а то и двух сторонних работах.

Вывод

В эпоху информационных технологий главным фактором конкурентоспособности любого государства на международном уровне является высокая наука и образовательная система, которая готовит поистине креативных специалистов. Казахстанская экономика способна улучшиться только вместе с повышением качества образовательной системы. Уже сегодня наблюдается большой шаг вперёд в этой сфере, возможный только благодаря увеличению престижа научных работников и подведению высшего образования в Казахстане под европейские стандарты.

Похожие статьи

Бешбармак (блюдо)

Бешбармак — одно из самых знаковых и любимых блюд народов Центральной Азии, особенно Казахстана, Кыргызстана, Башкортостана и других тюркских народов.…
Праздники в Казахстане

Праздники в Казахстане в 2024 году

Казахстан – уникальная страна с богатой культурой, где Восток и Запад переплетаются, создавая неповторимую казахскую индивидуальность. Вот список праздников, которые…
Флаг Казахстана

Флаг Казахстана

Казахстан – обширная страна с уникальной культурой. У данного государства, как и у любого другого, присутствуют свои национальные символы. Гимн,…
Традиции и обычаи казахского народа

Традиции и обычаи казахского народа

В наше время в Казахстане активно проходят процессы по возрождению национальной культуры. Казахская жизнь тесно связана с традициями и обычаями,…
Казахский национальный костюм

Казахский национальный костюм

Казахстан – это республика, где и в наше время чтят традиции, уважают старших и живут согласно обычаям. Важной частью казахской…