В наше время в Казахстане активно проходят процессы по возрождению национальной культуры. Казахская жизнь тесно связана с традициями и обычаями, которые казахи чтут с древних времен. Какие особенности культуры можно встретить у казахов сегодня?
Отношение к старшему поколению
С раннего детства казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи и к старшему поколению в целом. Глава семьи, особенно старший мужчина — ақсақал, — является самым почитаемым человеком. В казахских семьях важно знать свои корни, происхождение рода до седьмого колена и дальше.
Фраза «Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе» — важная часть воспитания младшего поколения. В Казахстане считается неприемлемым спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов.
Традиция «қара шаңырақ» предполагает, что младший сын остаётся жить с родителями, заботясь о них до конца их дней. Хотя этот обычай не является обязательным вне зависимости от желания, он продолжает играть важную роль в казахской культуре и обычно соблюдается по взаимному согласию.
Уважение к предкам и старшим исходит из многовековых традиций, в том числе религиозных верований, таких как тенгрианство. Эта доисламская религия тюркских и монгольских кочевников со временем претерпела изменения под влиянием буддизма, ислама и христианства, но многие традиции и обычаи казахов по-прежнему сохраняют элементы, восходящие к этим древним верованиям.
Казахское гостеприимство
Гостеприимность казахского народа — это одна из его самых известных черт, воспетая в легендах и поддерживаемая многочисленными обычаями в повседневной жизни.
Например, если в поселение приезжают новоселы, ближайшие соседи обязательно приглашают их поужинать, чтобы помочь им быстрее адаптироваться и наладить связи с общиной. Этот обычай называется «ерулик».
Еще одна важная традиция — «бата». Бата — это благословение, которое старшие аксакалы рода произносят в благодарность за гостеприимство, доброе отношение и вкусную пищу. Бата часто читается в стихотворной форме.
Ақсақал в Казахстане — это старейшина рода, уважаемый человек, который пользуется авторитетом среди своих близких и всей общины.
Казахи всегда угощают случайных путников и приглашенных гостей лучшей едой, и это правило строго соблюдается. В прошлом хозяева, которые плохо принимали путников, могли подвергнуться штрафу — например, лишиться верблюда или лошади. Этот обычай гостеприимства называется «қонақасы». Предки казахов были кочевниками, поэтому принимать путников и обеспечивать им приют было важной частью их жизни.
«Қонақкәде» — еще один ритуал, связанный с гостеприимством. Хозяин дома может попросить гостя исполнить песню или сыграть на музыкальном инструменте, чтобы показать свои умения и выразить благодарность за радушный прием.
Особых гостей в казахском доме встречают с особой честью. Ранее уважаемым гостям дарили коня, соболиную шубу, верблюда, персидский ковер или саблю — самые ценные вещи в доме. Этот обычай назывался «пять ценных вещей» и в некоторых деревнях Казахстана соблюдается и по сей день.
Высокая нравственность казахов сохраняется и сегодня. До сих пор действует традиция «белкөтерер», когда для пожилых людей, нуждающихся в уходе, готовят специальные мягкие угощения, такие как мед, масло, колбасу, творог и кумыс.
Дарение подарков
В Казахстане существует обычай дарить подарки в знак благодарности за радостные события. Если человеку впервые удалось увидеть верблюжонка, новорожденного ребенка или даже собственную невестку, он обязательно дарит подарки тем, кто предоставил ему такую радость.
«Жылу» — это традиция помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий или иных бед. В рамках этой традиции для нуждающихся собирают деньги, приносят предметы быта, одежду и другие необходимые вещи. В качестве «жылу» также могут быть подарены животные или предоставлено временное жилье.
Свадебные обычаи казахов
Казахская свадьба — это грандиозное событие, сопровождаемое множеством ритуалов и обрядов, которые традиционно должны соблюдать новобрачные. В прошлом мужчина часто сватался к девушке через жену своего брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы и не имела права отказаться от его предложения, даже если он ей не нравился, поскольку такие решения принимались родителями.
Сегодня ситуация с выбором партнера значительно изменилась. Молодые люди, как и во всем мире, знакомятся на улице, в кафе, в социальных сетях. Тем не менее, свадебные обряды по-прежнему играют важную роль в церемонии бракосочетания.
Как и в прошлом, в дом невесты приходят сваты с подарками. Кольцо невесте, по традиции, дарит не жених, а жена его брата. День свадьбы определяют старейшины рода, хотя их решения учитывают и пожелания молодых.
Традиционный «калым» (выкуп за невесту) в наши дни платят не все родители жениха. Однако в сельской местности и небольших деревнях семьи продолжают соблюдать этот обычай, отдавая семье невесты скот, дорогие ткани и украшения.
После уплаты «калыма» жених получает право впервые навестить невесту в ее доме. Молодым позволяют редкие свидания до свадьбы, но всегда под присмотром родителей.
После веселой свадьбы, на которой устраиваются конкурсы и состязания, звучат песни и танцы, молодоженов отправляют в свадебный шатер. После бракосочетания отец невесты назначает день проводов любимой дочери и дарит всем родственникам жениха подарки, в том числе традиционную одежд
Казахские игры
У каждого народа есть национальные игры. Казахи собираются вместе, чтобы провести состязания на силу и выносливость. Игры казахов можно классифицировать следующим образом:
- Тымак урып жыгу. Цель игры – сбить с шеста головной убор, сидя на лошади. Состязание проводится с завязанными глазами;
- Алтыбакан. Собрание парней и девушек, на котором они строят качели и качаются вместе. Если в другие места родители могут не отпускать молодежь, то на это мероприятие отпустить должны;
- Кыз куу. Парень и девушка на лошадях играют в догонялки. Когда парень догоняет девушку, он может поцеловать ее, если девушке удается догнать парня, она стегает его плетью;
- Кекпар. Состязание мужчин за тушу бара. Длительная игра, которая может продлиться целый день.
Массовые забавы можно увидеть почти на каждом казахском национальном празднике. Игры данного народа отличаются зрелищностью и особыми правилами, перекликающимися с местной культурой.
Похоронные ритуалы
В Казахстане умирающего человека не принято оплакивать до момента его кончины, так как считается, что это может продлить его агонию. Вдова умершего начинает плакать и выражать горе, рвя на себе волосы, только после официального объявления о смерти; до этого времени женщине не разрешается проливать слезы.
После смерти родственника женщины занимаются оплакиванием, в то время как мужчины читают молитвы из Корана. Умершего обычно хоронят через 2-3 дня. Перед похоронами тело обмывают и облачают в специальные погребальные одежды. Женщинам запрещено присутствовать на кладбище во время прощальной церемонии, туда отправляются только мужчины.
Творческие традиции и искусство
Патриотизм — основа искусства казахского народа. Казахи глубоко любят свою Родину и придают большое значение истории своего народа.
Одним из главных умений казахского народа является сочинение стихотворений. Стихами поздравляют именинников, оплакивают усопших, сопровождают невесту в дом жениха напутственными словами, сложенными в поэтическую форму.
Сказания и эпосы о героях также занимают важное место в казахской культуре. В этих историях герой всегда побеждает зло, а его верная жена играет значимую роль в его успехах. Семейные ценности и традиции являются центральными темами всех народных повествований.
Рукоделие и вышивка популярны среди казашек любого поколения. Вышивать умеют и юные девочки, и взрослые женщины, и бабушки в казахских селах, передавая свои навыки из поколения в поколение.
Все традиции и обычаи казахского народа тесно связаны с религиозными верованиями, древними поверьями и уважением к предкам. Казахи хорошо знают свои корни и понимают, что эти корни способствуют сплоченности народа и укрепляют молодое поколение. Казахская культура полна ярких и самобытных событий, обычаев и устоев, которые привлекают внимание и вызывают интерес у всех, включая иностранцев.
Курбан айт и Ораза айт
Курбан айт (Ид аль-Адха) — один из главных мусульманских праздников, который отмечается в Казахстане с большим размахом. Этот праздник символизирует жертвоприношение и милосердие. В этот день казахи приносят в жертву животное — обычно овцу, реже корову или верблюда — в память о жертвоприношении пророка Ибрахима. Мясо разделяют на три части: одну часть оставляют семье, вторую отдают родственникам и друзьям, а третью раздают нуждающимся. Курбан айт — это также время, когда семьи собираются вместе, молятся, поминают умерших и делают добрые дела в знак солидарности и единства общины.
Ораза айт (Ид аль-Фитр) — праздник, знаменующий завершение священного месяца Рамадан, когда мусульмане соблюдают пост от рассвета до заката. Этот день символизирует духовное очищение и вознаграждение за терпение и стойкость в соблюдении поста. В Ораза айт казахи готовят праздничный стол с традиционными блюдами, посещают мечети для совершения утренней молитвы, раздают милостыню нуждающимся и устраивают застолья для семьи и друзей. Праздник также становится временем примирения и укрепления семейных и общественных связей, когда принято прощать обиды и возобновлять дружеские отношения.
Обряд «Көрісу»
Көрісу — это традиционный казахский обряд встречи и примирения, который отмечается в начале весны, обычно 14 марта, накануне праздника Наурыз. В этот день люди навещают родных, друзей и соседей, обмениваются приветствиями, просят прощения за прошлые обиды и поздравляют друг друга с наступлением весны и нового года. Көрісу символизирует возрождение природы и обновление человеческих отношений, укрепляя дружбу, сплоченность и гармонию в обществе.
Обряд «көрісу» сопровождается особыми приветствиями: мужчины обмениваются рукопожатиями, женщины обнимаются и целуют друг друга в щеки. Этот обряд играет важную роль в сохранении и укреплении культурных и семейных ценностей казахского народа. Көрісу также включает угощение традиционными блюдами, такими как бауырсаки и кумыс, и чтение благословений, что делает его теплым и душевным событием для всех участников.
Обряд «Ашамайға мінгізу». Езда на Ашамае
Ашамайға мінгізу — это традиционный казахский обряд, посвящённый первому разу, когда мальчика сажают на лошадь. Этот ритуал проводится обычно в возрасте 5-7 лет и символизирует начало его взросления и приобщение к традиционным кочевым ценностям. Лошадь в казахской культуре является символом силы, свободы и независимости, и овладение навыками верховой езды считается важным этапом в жизни мальчика.
В день проведения обряда мальчика наряжают в праздничную национальную одежду и сажают на специально подготовленную лошадь с «ашамаем» — небольшим детским седлом с поручнями для удобства. Родные и близкие собираются, чтобы отпраздновать это событие, дарят мальчику подарки и желают ему удачи и успехов в жизни. Обряд «Ашамайға мінгізу» подчеркивает важность воспитания мальчиков в духе мужества, выносливости и ответственности перед семьёй и общиной, а также сохраняет традиции казахского народа.
Свежие комментарии